|
|
КОСМИЧЕСКИЕ КОРАБЛИ
"ВОСТОК"
из Энциклопедии чудес,
загадок и тайн
КОСМИЧЕСКИЕ КОРАБЛИ "ВОСТОК" - первые в мире
пилотируемые (одноместные)
космические корабли. Разработка "В." начата
осенью 1958 года в ОКБ-1;
Генеральный конструктор - С.П.Королев, главный конструктор
пилотируемых КЛА
- М.К.Тихонравов, ведущий конструкторы - К.П.Феоктистов,
О.Г.Ивановский;
Первый полет "В." в автоматическом режиме
состоялся 5 мая 1960 года. До 25
апреля 1961 г.- 5 беспилотных полетов, из них 2 аварийных
(отказ системы
ориентации; нештатная работа РН). Первый пилотируемый полет
на "В." 12
апреля 1961 г. выполнил космонавт Ю.А.Гагарин. До 19 июня
1963 г. на
кораблях "В." осуществлено 6 пилотируемых
полетов, самый длительный - до 6
суток. Позднее "В." использован как базовый при
создании ПКС "Восход" и
различных ИСЗ научного ("Ресурс-Ф",
"Фотон") и военного назначения.
Стартовая масса - 4730 кг; длина (без антенн) - 4400 мм;
максимальный
диаметр - 2430 мм. "В." состоит из спускаемого
аппарата (СА, масса - 2460
кг; наружный диаметр - 2430 мм; диаметр герметичного
корпуса - 2200 мм;
объем герметичного корпуса - 5,2 куб.м; свободный объем -
1,6 куб.м;
наибольшая толщина ТЗ - 180 мм, наименьшая - 30 мм.; диаметр
входного,
парашютного и технологического люков - 1000 мм.) и
приборно-агрегатного
отсека (ПАО, масса - 2270 кг; диаметр - 2430 мм; длина -
2250 мм; объем - 3
куб.м.
В сферическом СА размещены: кресло космонавта, блоки систем
обеспечения
жизнедеятельности, терморегулирования, электропитания,
ориентации и
управления, телеметрии, пульт космонавта, оптический визир
"Взор", ручка
управления, средства пеленгации и связи. Слева от кресла расположен
парашютный контейнер (люк N2). Входной люк (N1) находится
"над головой"
космонавта, а технологический (N3) - "под
ногами". Масса теплозащиты -
17.7% стартовой массы. На поверхности СА расположены
антенны КРЛ, плата
кабель-мачты, узел крепления стяжных лент.
ПАО сострит из двух усеченных конусов, соединенных большими
основаниями,
выполненных из алюминиевого сплава; со стороны СА - вогнутое
сферическое
днище, с противоположной стороны - ниша под ТДУ-1;
приборная рама сделана
из сплава МА-2. В ПАО размещены блоки системы ориентации и
управления
движением, электропитания, системы "Заря",
телеметрии, программно-временное
устройство. На поверхности ПАО расположены шаробаллоны (14
штук) с азотом
для системы ориентации и кислородом для СОЖ, двигатели
ориентации, датчики
Солнца, датчики телеметрии, навесные холодные радиаторы с
жалюзи. Отсеки
соединяются стяжными лентами с пирозамками. Масса
конструкции - 20%
стартовой массы.
Тормозной двигатель ТДУ-1 (масса - 396 кг (8.4% стартовой
массы), топлива -
280 кг, тяга - 1600 кг) обеспечивает изменение скорости КЛА
на 100-140 м/с.
Система ориентации - 2 блока по 8 сопел, тягой 14,7 Н
каждое, рабочее тело
- азот (запас газа - 1.0% стартовой массы).
В качестве источников тока используются аккумуляторные
батареи; масса СЭП -
12.5% стартовой массы, бортовой кабельной сети - 8.6%.
Применена автоматическая ориентация на Солнце, ручная
ориентация на Землю
осуществляется при помощи оптического визира
"Взор"; радиосистема
пеленгации и контроля параметров орбиты.
Тепловой режим обеспечивается принудительной циркуляцией
газа наддува (для
ПАО - азот), охлаждаемого жидким теплоносителем. Оптические
параметры
размещенных на ПАО навесных холодильников-радиаторов
регулируются жалюзи.
Атмосфера в кабине по составу близка к земной (22-25%
кислорода по объему),
давление - 755-775 мм.рт,ст., температура 17-26 град.С.;
расчетный ресурс -
10 сут; основной запас кислорода хранится в связном виде (надпероксид
калия). Суточный рацион продуктов питания - 2.7 кг, в том
числе 1.2 кг
воды.
Система связи включает УКВ ("Заря", 143.625 МГц.)
и КВ (9.019 и 20.006
МГц., система передачи данных о самочувствии космонавта
"Сигнал" - 19.995
МГц.) - аппаратуру для двусторонней связи с Землей,
командная радиолиния и
ТВ-система с двумя камерами для наблюдения за космонавтом.
В СА установлен парашютный контейнер, объемом 330 куб.дм,
площадь основного
парашюта - 574 кв.м, высота ввода - 4000 м, скорость спуска
- 10 м/с.
Космонавт катапультируется и приземляется на своем парашюте
площадью 83.5
кв.м (тормозной парашют - 2 кв.м., запасной - 56 кв.м),
катапультное кресло
оснащено 2 РДТТ, основным и вспомогательным парашютами,
носимым аварийным
запасом. Система приземления занимает 3.2% стартовой массы,
кресло с
космонавтом - 7.1%. При возникновении аварийной ситуации до
отделения ГО и
1 ступени (до высоты 40000 м.) - катапультирование
космонавта; далее -
аварийный спуск.
Рабочая орбита - 190 - 250 км, для обеспечения аварийного
спуска при отказе
ТДУ в течении не более чем 7 дней.
|
Реклама................................ |
|
|
|
|