Главная

Добавить сайт в Избранное

 

 Живописная Земля 

 Чудеса архитектуры   Империя вод  Загадки и символы   
  Ландшафты  Планеты     Мир легенд   Карта мира (быстрая навигация по сайту)
  Фотообои природы

        

Чудеса архитектуры 

 

   

ПОТАЛА: ЖЕМЧУЖИНА ТИБЕТА

            Когда-то Поташ была дворцом, крепостью и местом религиозного поклонения. Ее сверкающие золотом башни поднимаются из тибетского тумана, подобно твердыням колоссального заимка. При определенном освещении они кажутся охваченными пламенем.

Потала

 

                  Великая иллюзия. Выплывающий на рассвете из густого тумана дворец Потала кажется продолжением холма, возвышающегося над Лхасой, Само название Лхаса означает "земля богов». Отдаленное местоположение дворца, его грандиозные размеры и ослепительные золоченые крыши (вверху) -все это создает вокруг него таинственный ореол. Согласно легенде, эти знаменитые золотые башни и шпили, стоящие вряд по конькам крыш и на парапетах пагод, установлены здесь, чтобы отпугивать демонов.

Лхаса - столица «крыши мира», Тибета, - находится на высоте 3600 м над уровнем моря в месте столь отдаленном, что даже сегодня немногие жители Запада знают о ее существовании. Над оживленным городским базаром и лабиринтом извилистых улочек, в некотором отдалении от них, до сих пор стоит грандиозный дворец Потала, венчающий священную гору Путуо. Вокруг города раскинулась плодородная долина, по которой петляет река. Деревни в долине окружены болотистыми лугами, ивовыми рощами, тополиными зарослями и полями, где выращивают горох и ячмень. Долину со всех сторон окружают горы, преодолеть их можно лишь по высокогорным перевалам. Однако то, что до Поталы трудно добраться, только прибавляет ей очарования. Древние стены, выцветшая побелка и поблескивающее золото Поталы (это название в переводе с санскрита означает «гора Будды») являют собой выдающийся образец традиционной тибетской архитектуры. На протяжении столетий это волшебное, сложенное из камней сооружение, в строительстве которого принимали участие 7000 рабочих, было неизвестно на Западе. Его высота составляет 110 м, а ширина примерно 300 м. Чтобы создать впечатление большей высоты, колоссальные стены крепости наклонены вовнутрь, а окна покрыты черным лаком. Они располагаются ровными, параллельными рядами на одинаковом расстоянии друг от друга, причем чем выше ряд, тем уже окна. Огромная яма, образовавшаяся позади холма в результате добычи камня, необходимого для строительства, была заполнена водой. Теперь это озеро, известное под названием Бассейна царя-дракона. С 1391 года и вплоть до оккупации Китаем в 1951 году политическая и духовная власть в Тибете принадлежала Далай-ламам, хотя с 1717 по 1911 год они сами были вассалами китайских императоров. Лхаса - центр ламаизма, представляющего собой смесь тибетского буддизма и местной религии, называемой бон. Современный дворец-монастырь Потала, всегда бывший резиденцией и крепостью сменяющих друг друга Далай-лам, сооружался в XVII веке на месте замка, возведенного здесь за тысячу лет до этого первым правителем-воином Тибета Сангстеном Гампо. Дворец разрушали и восстанавливали несколько раз, пока Далай-лама V (1617-1682) не приказал выстроить нынешний комплекс в виде дворца во дворце. Строительство внешнего Белого дворца, называемого так из-за побеленных стен, было завершено в 1648 году. Внутренний Красный дворец, название которого тоже происходит от темно-красного цвета его стен, почти на 50 лет моложе, он построен в 1694 году. Когда Далай-лама V внезапно скончался, это тщательно скрывали от строителей, чтобы они не отвлекались от работы. Сначала им сказали, что он болен, а через некоторое время сообщили, что «он удалился от мира, чтобы посвятить медитации каждый час бодрствования».

Потала представляет собой лабиринт, состоящий из раскрашенных галерей, деревянных и каменных лестниц и богато украшенных молелен, в которых хранятся почти 200 000 бесценных статуй. Сегодня Поталу посещают как музей или как храм, но когда-то во дворце было все необходимое для живущих в нем монахов. В Белом дворце находились их жилища, служебные помещения, семинария и типография, где использовался станок с вырезанными вручную деревянными печатными формами. Бумага изготавливалась из коры волчеягодника или других кустарников, которые росли по соседству с храмом.

Красный дворец до сих пор используется для богослужений, в прошлом он был центром всего комплекса. Там помещались зал для проведения монашеских собраний, молельни, алтари и обширное хранилище буддийских рукописей. Зал жертвоприношений, самое большое помещение в Красном дворце, стал местом последнего упокоения некоторых Далай-лам: их забальзамированные останки хранятся в нем в особых погребальных пагодах. Из восьми пагод, или ступ, которые остались неповрежденными, выделяется своим великолепием сандаловый мавзолей Далай-ламы V. Высота этой покрытой золотом усыпальницы превышает 15 м, а вес 4 т. Он отделан бриллиантами, сапфирами, кораллами, ляпис-лазуритами и жемчугами, приблизительная стоимость которых в десять раз превышает стоимость золота.

Вплоть до китайской оккупации Тибет оставался последней на земле теократической монархией - государством, в котором правитель осуществляет и светскую, и духовную власть (так же как сейчас в Иране). Потала была одновременно и домом, и зимней резиденцией правителя, зримым свидетельством его духовной и земной власти. Далай-лама XIV был 15-летним юношей, когда в 1950 году Китай оккупировал его страну. Ему были предоставлены ограниченные властные полномочия, которые он осуществлял до 1959 года. Тогда после провалившегося восстания ему пришлось бежать в Индию вместе с десятками тысяч преданных сторонников. С тех пор Тибет находится под управлением Китая. В 1965 году он стал Тибетским автономным районом Китая.

Хотя божественный правитель и покинул Поталу, ее магия не исчезает. Кажется, она обладает каким-то сверхъестественным духом, не связанным с кирпичами и белеными стенами: Потала остается главной загадкой этой загадочной страны.

                                                                                                                                                                                                     Вверх

Реклама................................

>

Дизайн и Создатель Кислов Владимир Александрович
2002 Новороссийск