Главная

Добавить сайт в Избранное

 

 Живописная Земля 

 Чудеса архитектуры   Империя вод  Загадки и символы   
  Ландшафты  Планеты     Мир легенд   Карта мира (быстрая навигация по сайту)
  Фотообои природы

        

Ландшафты Планеты

 

   

МЕТЕОРА: ВЕРШИНЫ ИСТОРИИ

        Более тысячилетие высокие скалистые гребни, расположенные у стонов гор Пинд в Греции, служат убежищем для монахов, искавших спокойное и уединенное место, где можно было предаться размышлениям о Божественном Провидении.

Метеора

 

        Природные формации. Перемещения земных пластов в результате которых возникают природные формации, а также эрозия создали огромные монсииты Метеоры. Ее вершины достигают 300 м и напоминают колоссальные серые сталагмиты.

 

Метеора

 

             Достижения в строительстве. Сооружения Большого Метеорского монастыря на Широкой скале в лучах раннего утреннего солнца. Во время его строительства в конце XIV века монахи поднимали каменные глыбы и бревна на высоту 400 м только при помощи канатов и сетей.

 

У склонов гор Пинд, расположенных на западной оконечности фессалийской равнины в самом центре северной Греции, возвышаются 24 гигантские перпендикулярные скалы. Эти монолиты, отточенные ветром и дождем до причудливых форм, отзываются эхом на пение и молитвы религиозного братства. Начиная с IX века монахи-аскеты избрали для себя суровую жизнь на вершинах этих древних скал.

Скалы Метеоры состоят из смеси песчаника и обломочной горной породы. Это отшлифованные водой каменные осколки, склеенные естественным цементирующим материалом. Они сформировались около 60 миллионов лет назад и служили каменистым дном моря, которое было в то время на месте современной фессалийской равнины. Затем в этом районе произошли значительные сдвиги земных пластов, в результате которых морское дно поднялось и превратилось в плато, а в толстом слое песчаника появились многочисленные линии разломов. В результате воздействия на песчаник воды, ветра и перепадов температур образовались огромные каменные столбы с горизонтальными бороздами, размытыми, по утверждениям геологов, водами доисторического моря.

В V веке до н. э. древнегреческий историк Геродот, основываясь на преданиях местных жителей, утверждал, что фессалийская равнина когда-то была затоплена морем и окружена каменистыми берегами, Если это так, то, по-видимому, в конце последнего ледникового периода, примерно в VIII веке до н. э., произошло наводнение. Однако ни  у Геродота, ни у других греческих авторов не встречается упоминаний о скалах Метеоры.

Первыми на Метеоре поселились отшельники, искавшие укрытия от ветра и дождя в углублениях и расщелинах на вершинах скал. Некоторые скалы достигали высоты 330 м. Их крутизна отпугивала посетителей, за исключением разве что самых отчаянных, и отшельники могли без всяких помех предаваться размышлениям и созерцанию. Вначале они вели уединённый образ жизни, встречаясь только по воскресеньям и праздникам для совершения богослужения и молитвы в часовне.

К XIV веку восьмисотлетнее владычество Византийской империи над северной Грецией пошатнулось вследствие того, что ему стали все чаще угрожать набегами сербские князья и турки, боровшиеся за контроль над плодородной фессалийской равниной. Особенно страдали от этого мирные монастырские общины, и в 1344 году Афанасий Койновитис из общины, располагавшейся на горе Афос, повел группу своих последователей на Метеору. В период с 1356 по 1372 год Койновитис построил Большой Метеорский монастырь на вершине Широкой скалы, в идеальном для монахов месте: там они чувствовали себя в полной безопасности от политических потрясений, поскольку могли контролировать все подходы к монастырю. Добраться до него можно было только по длинной лестнице, которую они убирали при малейшей угрозе.

 

В XV и XVI веках немногие имевшиеся на Метеоре жилища уже не вмещали всех желающих найти там убежище и были выстроены новые, более совершенные помещения. Лестницу тоже заменили устройством из сети и каната, оно поднималось воротом, закрепленным на деревянной площадке на вершине скалы. Но для того, чтобы им воспользоваться, надо было иметь крепкие нервы.

Один русский религиозный деятель, посетивший эти места в 1896 году, так описывает свое путешествие в этой сетке: то был «мучительный подъем, канат постоянно раскачивался в разные стороны, и я вместе с ним, пока наконец-то не оказался наверху». Но и тогда его испытания не закончились, потому что «...меня уронили, когда тянули к деревянной платформе, и я оказался прямо над бездной. Я в ужасе закрыл глаза и чуть было не потерял сознание». Сейчас для того, чтобы добраться до вершины, надо подняться по 115 вырубленным в скале ступеням, что все-таки чуть менее опасно.

В 1517 году монахи Нектариос и Феофан построили монастырь, который назвали Варлаамским в честь монаха, избравшего в XIV веке это место своим убежищем. Среди основных обрядов их ордена были ночные бдения и истязания плоти.

И хотя сам монастырь выглядит очень строго и скромно, часовни украшены фресками. На фресках, выполненных в 1548 году Франко Кателлано в часовне Всех Святых, изображены сцены из жизни Иисуса Христа и Девы Марии. Фрески, а также прекрасная настенная живопись в монастыре Св. Николая кисти Феофана Грека - это яркие образцы художественного стиля и техники росписи византийской эпохи.

С XIII по XVI век на Метеоре, несмотря на недостаток места, были выстроены 24 монастыря, на территории каждого из них помещались одно-два строения, в которых располагались монашеские кельи, трапезная, церковь или часовня, а кое-где и библиотека. Сейчас - за исключением пяти монастырей - все они необитаемы.

Геологические особенности Метеоры, религиозное прошлое этих мест, имеющее особую притягательную силу, и послужили причиной того, что сейчас Метеора перестает быть духовным прибежищем. Она все больше и больше превращается в музей, привлекающий ежегодно тысячи туристов, и молодые монахи и монахини уже не хотят селиться в ее монастырях, да и старшее поколение покидает их, чтобы найти уединение где-нибудь в другом месте.

                                                                                                                                                                                                     Вверх

Реклама................................

>

Дизайн и Создатель Кислов Владимир Александрович
2002 Новороссийск