Попав
в Тевтобургский лес - так
называется гряда Везерских гор,
расположенная на земле Северный
Рейн-Вестфалия, - путешественник
поневоле застывает перед красотой
открывшегося перед ним пейзажа.
Возвышаясь на 30 м над землей,
эффектно вырисовываясь на фоне
неба, перед ним предстают пять
неровных песчаных колонн,
испещренных укромными гротами и
переходами. Живописные скалы,
напоминающие картинку из детской
книги сказок, лишь добавляют
очарования здешним местам.
Расположенные на территории»
изобилующей древними священными
постройками, они окутаны мистикой
и легендами: согласно народным
преданиям, эти камни были
воздвигнуты за одну ночь, а затем
сожжены дьяволом.
Этот
замечательный уголок природы
имеет для немцев то же значение,
что и Стонхендж для англичан. По
одной версии, здесь располагался
основной центр культовых
церемоний каменного века; по
другой - начало его использования в
религиозных целях относится к XII
веку, а сам Экстернштайне - просто
имитация святых мест Иерусалима,
память о котором хранилась со
времен возвращения крестоносцев.
Когда
примерно в 722 году на смену
язычеству в Германии пришло
христианство, места культовых
отправлений были унаследованы
новой религией. В средневековые
времена Экстернштайне служил
убежищем христианским отшельникам.
Барельеф
«Снятие с Креста» был высечен
примерно в 1120 году цистерцианскими
монахами из монастыря в соседнем
Падерборне, выбитые в камне гроты
служили им молельнями.
Примечательной деталью барельефа
является земной столп,
поддерживающий, по языческим
верованиям, вселенную. Чтобы
показать превосходство
христианства над язычеством, он на
изображении символически согнут в
дугу» как бы служа опорой для ног
Ни-кодима. Согласно библейскому
сюжету, он участвовал в снятии с
Креста тела Иисуса. Примечательно
и то, что ноги Никодима отбиты
намеренно - местные жители
объясняют, что это увечье было
нанесено изображению язычниками,
мстившими христианам за
надругательство над их символом.
В
скалах Экстернштайне множество
древних рукотворных пещер и
проходов, более поздние обитатели
этих мест только расширяли их. И
хотя назначение одних пещер не
вызывает сомнений - это были
молельни, для каких целей
использовались другие - все еще
загадка: есть здесь и ступени,
ведущие в никуда, и непонятные
платформы и ниши, и высеченная в
скале гробница, и просверленные в
скалах мелкие и крупные отверстия.
Наиболее
примечательное место во всем
Экстернштайне - небольшая молельня,
которая высечена возле самой
вершины одной из скалистых колонн.
Попасть туда нелегко: добраться до
нее можно лишь по выбитым в камне
ступеням и шаткому пешеходному
мостику. Крыши у молельни нет, а на
ее восточной стороне находится
куполообразная ниша с алтарем в
форме колонны, не вписывающимся ни
в один из привычных стилей
церковной архитектуры.
Непосредственно над алтарем
расположено круглое окно шириной 50
см. Европейские исследователи
древностей в XIX веке заметили, что
оно направлено одновременно на
точку летнего восхода солнца и
самую северную точку восхода луны -
две важные астрономические
координаты, отмечаемые во многих
каменных кругах и аналогичных
сооружениях доисторической эпохи.
По-видимому, молельня была
построена так высоко над землей
для того, чтобы удобно было
наблюдать восход солнца и луны из-за
особых ориентиров на горизонте
позади лесного полога. Более того,
исследователи установили, что
Экстернштайне лежит
приблизительно на той же широте,
что и Стон-хендж, факт, который
доказывает важность этого
астрономического ориентира как
для древних европейских
астрономов, так и для жрецов.
В
20-х годах XX столетия
евангелистский проповедник
Вильгельм Теудт занялся этой
проблемой. Он обнаружил, что
Экстернштайне лежит на
пересечении «священных линий»,
якобы найденных им на севере
Германии. Он считал, что эти линии,
примерно совпадающие с линиями,
открытыми другими исследователями,
связывают Экстернштайне с
остальными древними религиозными
сооружениями, в том числе с
каменным кругом в соседнем Бад-Майнберге.
Над молельней, как считал Теудт,
некогда располагались и другие
молельни и деревянные постройки,
использовавшиеся для наблюдения
за движением Солнца, Луны и звезд,
то есть он предположил, что
Экстернштайне являлся центром
отправления древнего лунного
культа. Находки подтвердили его
гипотезу, в соответствии с которой
отсутствие крыши и разрушения в
молельне-обсерватории - результат
намеренного вандализма
цистерцианских монахов. Он доказал,
что 50-тонная плита у подножия скалы-колонны
была прежде боковой стеной
молельни. Монахи разрушили
святилище, чтобы очистить его от
языческой предыстории и сделать
пригодным для проведения
христианских богослужений.
|